Прокуратура разъясняет

Меры социальной поддержки для малоимущих семей
Получение некоторых видов социальной поддержки, в частности государственной социальной помощи, обусловлено признанием семьи или одиноко проживающего гражданина (далее также - одинокого гражданина) малоимущими в связи с тем, что по не зависящим от них причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума на душу населения (ст. 7 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Под одиноко проживающим, как правило, понимают гражданина, не имеющего других лиц, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства
Вопрос о признании граждан малоимущими решается органом социальной защиты населения по месту их жительства (пребывания) после расчета среднедушевого дохода. Для этого необходимо подать заявление об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее - заявление), в котором следует указать сведения о составе семьи, доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и принадлежащем им имуществе на праве собственности. Документы (сведения), необходимые для назначения государственной социальной помощи, запрашиваются органом социальной защиты населения в порядке межведомственного взаимодействия в соответствующих органах (организациях) и (или) представляются заявителем в случае их отсутствия в указанных органах (организациях).
Заявление может быть подано, в частности, через МФЦ (при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом социальной защиты населения и МФЦ) или лично. Также предусмотрена подача заявления в электронном виде посредством Единого портала госуслуг, а также регионального портала госуслуг (если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта РФ) (ч. 2, 2.1 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; ст. ст. 1 - 3 Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ).
При расчете учитывается сумма доходов членов семьи (одинокого гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления.
При этом учитываются доходы, полученные в денежной форме.
Среднедушевой доход семьи определяется путем деления одной трети суммы доходов всех ее членов на число членов семьи. Доход одинокого гражданина определяется как одна треть суммы его доходов. При этом в состав доходов входят в том числе пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты (за исключением некоторых категорий выплат, например единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом), стипендии, алименты, доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества и т.д. (ст. ст. 4, 5, 15 Закона N 44-ФЗ; п. 2 - 4, 11 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512).
Малоимущие семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ, имеют право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи. В целях стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации предусмотрено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (ст. ст. 1, 7, ч. 1 ст. 8.1, ст. 12 Закона N 178-ФЗ).
Условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта устанавливаются на региональным уровне. При этом в случае софинансирования государственной социальной помощи на основании социального контракта из федерального бюджета учитываются правила, установленные Правительством РФ (ч. 1 - 1.2 ст. 5, ч. 2.3 ст. 8, ч. 1.1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2023 N 1931).
Так, в случае софинансирования государственной социальной помощи на основании социального контракта из федерального бюджета органом социальной защиты населения совместно с гражданином и (при необходимости) с иными органами и организациями для граждан разрабатывается программа социальной адаптации. Указанная программа прилагается к социальному контракту. Она может предусматривать мероприятия по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства, иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (социальные пособия, субсидии и иные выплаты для приобретения необходимых товаров и услуг). В рамках указанных мероприятий при соблюдении установленных условий гражданам производятся денежные выплаты.
Срок социального контракта зависит от конкретного мероприятия, но не может быть менее трех месяцев. Например, в отношении мероприятия по поиску работы социальный контракт заключается не более чем на 9 месяцев (ч. 1 ст. 12 Закона N 178-ФЗ; п. п. 4, 7, 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1931).
Неработающие одиноко проживающие пенсионеры имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на плату за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - плату за жилье).
На федеральном и региональном уровнях также предусматривается социальная доплата к пенсии пенсионеров, как правило, неработающих. Однако при ее назначении берется в расчет не среднедушевой доход пенсионера, а общая сумма его материального обеспечения, которая должна быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства. При этом региональное законодательство может предусматривать определенные условия получения региональной социальной доплаты к пенсии (ч. 1, 4, 5, 10 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).
В отдельных случаях на пособия и иные выплаты можно претендовать, если среднедушевой доход семьи не превышает определенную величину прожиточного минимума.
Так, женщина, вставшая на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель), и один из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) ребенка в возрасте до 17 лет при определенных условиях имеют право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. В частности, размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать величину регионального прожиточного минимума на душу населения. Если указанное пособие назначено и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)), с 01.01.2025 при назначении такого пособия в связи с рождением последующего ребенка оно назначается и выплачивается в том же размере и на тот же период, что и в отношении предыдущего ребенка. Положения об определении размера среднедушевого дохода семьи в этом случае не применяются (ч. 1 ст. 3, ч. 1, 3, 4, 10 ст. 9, ч. 5 ст. 9.1, ч. 3 ст. 10 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ; ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ).
Кроме того, при определенных условиях возможно получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала. Одним из таких условий также является требование к размеру среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать установленную величину.
Например, ежемесячную выплату (в размере регионального прожиточного минимума для детей) могут получить постоянно проживающие на территории РФ граждане РФ в случае рождения (усыновления) в период с 01.01.2018 до 01.01.2023 первого ребенка - гражданина РФ, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако осуществление такой выплаты будет прекращено в случае назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (ч. 1, 2, 5 ст. 1, п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 6 Закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ; п. 1 ст. 2, п. 5 ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ).
Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В этом случае для признания малоимущим учитывается не только доход, приходящийся на каждого члена семьи, но и стоимость налогооблагаемого имущества в их собственности (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ; ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире в приоритетном порядке может предоставляться нанимателям и (или) собственникам, проживающим в такой квартире, которые на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (ч. 1 ст. 59 ЖК РФ).
Малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, предоставляются, в частности, следующие виды социальной поддержки.
- Бесплатная юридическая помощь в виде устных и письменных консультаций, составления заявлений, жалоб и других документов правового характера, представления интересов граждан в судах, органах власти и организациях (ч. 1 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ).
- Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам в случае, если их расходы на эти цели превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для малоимущих семей максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761).
- Государственная социальная стипендия студентам, которая назначается при представлении в образовательную организацию документа органа соцзащиты населения о получении государственной социальной помощи (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; ч. 5 ст. 36 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Меры соцподдержки вдовам ветеранов боевых действий
По общему правилу меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца либо имеющим право на ее получение (п. 1 ст. 21 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
При этом вдовам ветеранов боевых действий меры социальной поддержки предоставляются независимо от их трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы. Однако пользоваться ими вдова может только до тех пор, пока вновь не вступит в брак (пп. 4 п. 2 ст. 21 Закона N 5-ФЗ).
Вдова ветерана боевых действий имеет право, в частности, на следующие льготы (ч. 1 ст. 52, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ; ст. 2 СК РФ; пп. 4, 7, 9, 12, 15 п. 1 ст. 21 Закона N 5-ФЗ; ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 5, п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ):
- обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета независимо от имущественного положения, если вдова относится к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и встала на учет в связи с этим до 01.01.2005. При постановке на учет после указанной даты жилье предоставляется в порядке общей очереди;
- сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым вдова была прикреплена при жизни погибшего (умершего) ветерана боевых действий в период работы до выхода на пенсию;
- внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий ее бесплатного оказания гражданам в ведомственных медицинских организациях;
- преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) супруга путевками в санаторно-курортные организации (при наличии медицинских показаний);
- первоочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие услуги в стационарной и полустационарной форме, а также внеочередное обслуживание организациями, предоставляющими услуги в форме социального обслуживания на дому;
- освобождение от уплаты курортного сбора, который взимается на территории муниципальных образований Республики Крым, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев;
- компенсацию установленных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг (в том числе взноса на капремонт) в размере 50%.
Также вдовам ветеранов боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Ее размер с 01.02.2024 составляет 2 283,11 руб. (пп. 7 п. 1, пп. 4 п. 4, п. 5 ст. 23.1 Закона N 5-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.01.2024 N 46).
ЕДВ выплачивается также членам семьи (в том числе вдовам) погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу в составе 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и проявивших героизм, мужество и отвагу в ходе боя в Аргунском ущелье 01.03.2000 при проведении контртеррористической операции. С 01.02.2024 размер ЕДВ в этом случае определяется путем деления суммы 89 675,14 руб. на число членов семьи (погибшего) умершего военнослужащего (пп. "б" п. 1, пп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 11.03.2020 N 180; п. п. 2, 3 - 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 490; п. 1 Постановления Правительства РФ N 46).
Вдовы ветеранов боевых действий могут воспользоваться государственной социальной помощью в виде набора социальных услуг. При этом размер ЕДВ уменьшается на их стоимость (п. 8 ст. 23.1 Закона N 5-ФЗ; п. 7 ст. 6.1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
С 06.04.2024 увольнение не вступившей в повторный брак вдовы ветерана боевых действий по инициативе работодателя (за исключением увольнения по отдельным основаниям) не допускается в течение года с момента гибели (смерти) ее мужа (ст. 264.1 ТК РФ; ст. 2 Закона от 06.04.2024 N 70-ФЗ).
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Перечень документов, необходимых для назначения пенсии по старости
Законодательство РФ предусматривает три различных вида пенсий по старости (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 5, 8 п. 1 ст. 4, п. п. 3, 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ):
- страховая пенсия по старости, назначаемая в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости;
- государственная пенсия по старости для компенсации вреда в результате радиационных или техногенных катастроф;
- социальная пенсия по старости гражданам, не имеющим права на страховую пенсию.
В отдельных случаях страховая пенсия по старости и социальная пенсия по старости могут быть назначены в беззаявительном порядке на основании данных, имеющихся в распоряжении СФР. Например, получателю страховой пенсии по инвалидности назначается страховая пенсия по старости при соблюдении условий для ее назначения. При несоблюдении таких условий, но достижении возраста, установленного для назначения социальной пенсии по старости, будет назначена социальная пенсия по старости (ч. 1, 4.1 ст. 21, ч. 6, 6.1, 6.3, п. 2 ч. 10 ст. 22 Закона N 400-ФЗ; п. 3 ст. 22 Закона N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).
Необходимые для установления пенсии документы и сведения могут запросить только в случае, если они не находятся в распоряжении территориального органа СФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций (ч. 7, 8 ст. 21 Закона N 400-ФЗ; п. 3 ст. 24 Закона N 166-ФЗ; ч. 19, 20 ст. 18 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ; п. 53 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н; п. п. 46, 63 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 N 16п).
Назначение страховой пенсии по старости при определенных условиях возможно в автоматическом режиме. При этом заявление о назначении такой пенсии подается в форме электронного документа с использованием Единого портала госуслуг (ст. 22.1 Закона N 400-ФЗ; Порядок, утв. Приказом СФР от 18.07.2023 N 1407).
По общему правилу для назначения пенсии по старости потребуются (п. п. 2 - 4, 57 Перечня; п. 19 Административного регламента):
- заявление о назначении пенсии;
- документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания) и гражданство. Для гражданина РФ к числу таких документов относится, в частности, паспорт гражданина РФ;
- документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя (при обращении через представителя).
По своему усмотрению вы можете также представить документ, подтверждающий вашу регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. В частности, он может понадобиться при заполнении заявления о назначении пенсии (п. п. 2, 53 Перечня; п. 49 Административного регламента).
Необходимо представить подлинники документов, выданных компетентными органами или должностными лицами, или их копии, удостоверенные в установленном порядке. Также документы, необходимые для установления пенсии, можно представить в форме электронного документа (п. п. 54, 55 Перечня).
В зависимости от вида пенсии помимо указанных выше могут понадобятся другие документы.
Для назначения страховой пенсии по старости могут понадобиться, в частности, следующие документы (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ; п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015; п. 6, пп. "в", "ж" - "л", "н" п. 7, пп. "в" п. 12, п. п. 78, 85, 92 - 94 Перечня; п. п. 22, 23, 59 Административного регламента):
- документы, подтверждающие периоды работы и иной деятельности, а также другие периоды, включаемые в страховой стаж (в том числе трудовая книжка);
- документы, подтверждающие, что заявитель не является получателем иной пенсии, за исключением накопительной пенсии, либо ежемесячного пожизненного содержания;
- документы о нетрудоспособных членах семьи, в том числе находящихся на иждивении;
- документы о периодах работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства в указанных районах;
- документы о периодах работы в сельском хозяйстве и проживании в сельской местности;
- документы о периодах прохождения военной службы, а также об увольнении со службы начиная с 01.01.2002 и неприобретении права на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание за счет средств федерального бюджета;
- документы, подтверждающие право на получение досрочной пенсии по старости, в том числе женщинами, родившими пять и более детей и воспитавшими их до восьмилетнего возраста (в частности, свидетельства о рождении детей).
Выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом I группы, выданную федеральным учреждением МСЭ, представлять необязательно (пп. "е" п. 7, п. 80 Перечня).
При обращении гражданина за назначением страховой пенсии должностное лицо СФР разъясняет ему возможность назначения пенсии по имеющимся в распоряжении СФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке. В случае несогласия гражданина с таким порядком назначения пенсии потребуется, в частности, справка о заработной плате, выданная работодателем (ч. 1, 2 ст. 14 Закона N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 62 ТК РФ; п. п. 43, 94 Административного регламента).
Для назначения государственной пенсии по старости понадобятся следующие документы (Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.03.2023 N 745-р; п. п. 17 - 19, 92, 107 - 110 Перечня; п. 29 Административного регламента):
- документы о трудовом стаже;
-
в зависимости от категории гражданина:
- удостоверение об участии в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф;
- документы о регистрации по месту жительства в определенных зонах радиоактивного загрязнения;
- трудовая книжка с записью о факте работы в организации, расположенной в зоне радиоактивного загрязнения;
- удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, или ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- документы о наличии нетрудоспособных членов семьи и о нахождении их на иждивении;
- документы о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, в том числе паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства в указанных районах.
Для назначения социальной пенсии по старости понадобятся следующие документы (п. 1.1 ст. 22 Закона N 166-ФЗ; п. п. 42, 43, 48, 65 - 68, 92, 125 Перечня; п. п. 39, 41 Административного регламента; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р):
- документ о постоянном проживании на территории РФ;
- документ о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в том числе паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства в указанных районах;
- документы, подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера, в том числе свидетельство о рождении (например, в случае отсутствия сведений в утвержденном списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ);
- документы, подтверждающие период проживания на территории РФ, в частности вид на жительство иностранного гражданина.
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Организации, относящиеся к учреждениям социальной защиты
Законодательством не определено понятие "учреждение социальной защиты", однако оно используется в нормативно-правовых актах (НПА) и правоприменительной практике. Чаще всего этим термином обозначают организации, которые оказывают гражданам социальные услуги (далее - организации соцобслуживания) (п. 1 ст. 155.1 СК РФ; п. 1 ст. 3, ст. 5 Закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ; ст. ст. 8, 12, 19 Закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ; Приложение к Приказу Минсоцзащиты России от 23.03.1995 N 60; Приказ ФМБА России от 03.09.2008 N 305; ГОСТ Р 52495 - 2005, утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст).
Иногда к учреждениям социальной защиты относят также органы власти в сфере социальной защиты населения.
В систему организаций соцобслуживания входят организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, а также негосударственные организации, которые предоставляют социальные услуги нуждающимся гражданам в целях улучшения условий жизнедеятельности и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (п. п. 1, 2 ст. 3, п. п. 3 - 5 ст. 5 Закона N 442-ФЗ; п. 2 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 24.11.2014 N 940н).
В указанных организациях предоставляются, в частности, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые и социально-правовые услуги. Также могут быть оказаны срочные социальные услуги (например, обеспечение бесплатным горячим питанием) (ст. ст. 20, 21 Закона N 442-ФЗ; п. 8 Правил N 940н).
Социальные услуги предоставляются бесплатно или за плату (частичную плату) на дому, в полустационарной или стационарной форме (ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 32 Закона N 442-ФЗ).
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются гражданам организацией социального обслуживания по месту их проживания (п. 7 Правил N 940н).
При полустационарном обслуживании организация соцобслуживания предоставляет социальные услуги их получателям в определенное время суток (ч. 2 ст. 19 Закона N 442-ФЗ).
Стационарная форма социального обслуживания предполагает постоянное, временное (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневное (в неделю) круглосуточное проживание гражданина в организации социального обслуживания (ч. 3 ст. 19 Закона N 442-ФЗ).
В зависимости от вида оказываемых социальных услуг и порядка их предоставления существуют следующие организации соцобслуживания (Приложение к Приказу Минтруда России от 17.12.2020 N 918н; п. 29 Правил N 940н):
- дом-интернат для престарелых, инвалидов, молодых инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов войны и труда;
- дом-интернат, в том числе детский, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства;
- специальный дом-интернат, в том числе для престарелых;
- дом социального обслуживания, в том числе детский;
- дом ночного пребывания;
- центр социального обслуживания;
- социальная гостиница;
- социальный приют, в том числе для детей;
- центр социальной адаптации, в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий;
- социально-реабилитационный центр, в том числе для детей;
- кризисный центр для женщин и мужчин, в том числе с детьми;
- центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- иные организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, полустационарное социальное обслуживание, социальное обслуживание на дому и срочное социальное обслуживание.
В структуре стационарных организаций социального обслуживания могут быть созданы отделения социального обслуживания на дому и отделения полустационарного социального обслуживания для разнополого состава получателей социальных услуг (п. 34 Правил N 940н).
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Виды пособий на детей
На федеральном уровне до достижения ребенком 18 лет предусматриваются, в частности, следующие пособия и выплаты.
1. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, право на которое предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) ребенка в возрасте до 17 лет. При этом получатель пособия и ребенок должны являться гражданами РФ и постоянно проживать на территории РФ (ч. 1 ст. 3, ч. 1, 3 ст. 9 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).
Право на пособие возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в установленном порядке, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя на дату обращения за назначением указанного пособия (ч. 4 ст. 9 Закона N 81-ФЗ; п. п. 47 - 55 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2330).
При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет пособие назначается на каждого такого ребенка (ч. 9 ст. 9 Закона N 81-ФЗ).
Гражданам, имеющим детей до 17 лет, пособие выплачивается начиная с месяца рождения ребенка, но не ранее месяца приобретения ребенком гражданства РФ, если обращение о назначении указанного пособия последовало в срок не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях указанное пособие выплачивается начиная с даты обращения за назначением указанного пособия, но не ранее месяца приобретения ребенком гражданства РФ. При этом пособие назначается на 12 месяцев, но на срок не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет (ч. 2, 5 ст. 9.1 Закона N 81-ФЗ; п. п. 13, 14 Правил N 2330).
Размер пособия устанавливается в процентном соотношении от величины прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте РФ (50%, 75% или 100%) в зависимости от среднедушевого дохода семьи (ч. 2 ст. 10 Закона N 81-ФЗ; п. 7 Правил N 2330).
Отметим действующие с 01.01.2025 особенности назначения и выплаты пособия в связи с рождением и воспитанием последующего ребенка, если такое пособие уже назначено и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) на предыдущего ребенка. В указанном случае пособие на последующего ребенка назначается проактивно на тот же период и выплачивается в том же размере, что и пособие на предыдущего ребенка (при условии, что обращение за назначением пособия последовало не позднее шести месяцев со дня рождения такого ребенка). Положения об определении размера среднедушевого дохода семьи в этом случае не применяются. После этого семья сможет подать заявление сразу на всех детей для получения единого пособия на следующий период (ч. 10 ст. 9, ч. 5 ст. 9.1, ч. 3 ст. 10 Закона N 81-ФЗ; ст. 1, ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ; п. п. 3, 7, 14, 31(1) Правил N 2330; Информация Минтруда России).
В отдельных случаях региональными НПА могут устанавливаться иные и (или) дополнительные условия, а также особенности назначения и выплаты такого пособия (ч. 5, 6 ст. 4 Закона N 81-ФЗ).
2. Ежемесячная выплата трудоспособным лицам, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Она назначается в размере 10 000 руб. - родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) или 1 200 руб. - другим лицам. Ежемесячная выплата производится родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - если он не работает или трудится на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому, а иным лицам - если они не работают. Выплата устанавливается одному такому лицу в отношении каждого ребенка-инвалида на период осуществления ухода за ним (п. п. 1, 4 Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175).
3. Пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком. Если родители работают, то при необходимости ухода за больным ребенком назначается пособие по временной нетрудоспособности, размер и продолжительность выплаты которого зависит, в частности, от возраста ребенка, а также его заболевания и наличия инвалидности (ч. 1, 2 ст. 2, ч. 5 ст. 6, ч. 3 ст. 7 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Региональные пособия и выплаты
Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные пособия и выплаты на ребенка до достижения им 18 лет (ст. 2 Закона N 81-ФЗ).
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Ежемесячные доплаты к пенсиям
Законодательством РФ для отдельных категорий пенсионеров установлены ежемесячные доплаты к пенсии. Одновременно с назначением страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, размер которой и дальнейшее повышение зависят, в частности, от вида страховой пенсии и категории, к которой относится пенсионер (в том числе наличия у него инвалидности I группы) (ст. ст. 16, 17 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе их проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии - по общему правилу - до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.
Такая доплата по общему правилу не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Исключение предусмотрено в отношении периодов временного трудоустройства в свободное от учебы время и периодов участия в общественных работах (в обоих случаях - по направлению государственной службы занятости), а также периодов получения выплат за осуществляемую в каникулярное время деятельность в студенческих отрядах по трудовым договорам для детей-инвалидов, инвалидов с детства, обучающихся очно по основным образовательным программам в образовательных организациях (до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет), а также для получающих пенсию по потере кормильца детей до 18 лет и детей, обучающихся очно по основным образовательным программам в образовательных организациях (до окончания обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет) (ст. 1, ч. 1, 4, 5, 10, 17 ст. 12.1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
При расчете общей суммы материального обеспечения учитываются назначенные пенсионеру денежные выплаты, в частности пенсия, срочная пенсионная выплата, ЕДВ, денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг. Меры социальной поддержки, предоставляемые единовременно, не учитываются (ч. 2, 3 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ; Разъяснения Минздравсоцразвития России от 14.12.2009).
Федеральная доплата выплачивается, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины ПМП по месту его жительства (пребывания), которая, в свою очередь, не превышает величину ПМП в целом по РФ. Региональная доплата полагается, если региональный ПМП выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма материального обеспечения пенсионера ниже регионального ПМП (ч. 4, 5 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).
Региональное законодательство может устанавливать особенности назначения региональной доплаты к пенсии.
Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых в СФР организациями-работодателями на выплату доплаты. Доплата назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин (ст. 1 Закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ).
Доплата полагается при условии оставления летной работы в должности, дающей право на данную доплату. К таким должностям относятся, в частности, командир корабля, летчик-штурман, бортовой инженер, бортовой механик, бортовой радист (Список должностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 N 155).
Размер доплаты индивидуален и зависит, в частности, от среднемесячного заработка члена летного экипажа за определенный период, выслуги лет, а также суммы средств, поступивших в СФР от организации-работодателя (ст. 2 Закона N 155-ФЗ).
Для бывших работников организаций угольной промышленности при соблюдении определенных условий предусмотрены доплаты к пенсии (дополнительное пенсионное обеспечение) (п. 3 ст. 23 Закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ; ч. 1 ст. 1 Закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ).
Так, лица, работавшие в таких организациях непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых в СФР организациями-работодателями. Доплата производится при условии оставления работы, дающей право на доплату (ч. 1 ст. 1, ч. 6 ст. 4 Закона N 84-ФЗ).
Размер доплаты к пенсии указанной категории граждан зависит, в частности, от среднемесячного заработка работника за определенный период, стажа работы и суммы средств, поступивших в СФР от работодателя (ст. 2 Закона N 84-ФЗ).
Право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) имеют также лица, замещавшие государственные должности РФ на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением их прекращения в связи с виновными действиями.
Как правило, ежемесячная доплата лицам, замещавшим соответствующую должность от трех до шести лет, устанавливается в размере 55%, от шести до десяти лет - 75%, от десяти до пятнадцати лет - 85%, пятнадцать лет и более - 95% месячного денежного вознаграждения по занимаемой ранее должности за вычетом сумм фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений данной выплаты (п. 1 Указа Президента РФ от 16.08.1995 N 854).
Дополнительные выплаты к пенсии муниципальных служащих могут быть предусмотрены региональным и местным законодательством.
Заместитель прокурора М.Н. Русин
Порядок обеспечения ветеранов боевых действий жильем
Ветераны боевых действий обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет до 01.01.2005. Ветерану может быть предоставлено жилье или денежная выплата на его строительство или приобретение. Порядок обеспечения жильем устанавливается региональным законодательством.
Ветераны боевых действий, при условии что они нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
Ветераны, вставшие на учет после указанной даты, обеспечиваются жильем на общих основаниях с другими категориями граждан по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством (ст. 49 ЖК РФ; пп. 3 п. 1 ст. 16 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 N 236-О).
Объем средств федерального бюджета, направляемых на обеспечение жильем ветеранов боевых действий, определяется исходя из общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ.
По письменному заявлению ветерана жильем могут обеспечить путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из указанных выше параметров (пп. 3 п. 3, п. 3.2 ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ).
Полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, могут передать их органам местного самоуправления (п. п. 1, 12 ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ).
Порядок предоставления ветеранам боевых действий жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья устанавливается законодательством субъектов РФ (п. 11.1 ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ).
Улучшить жилищные условия с использованием выплаты ветераны имеют право один раз. Ветераны, улучшившие жилищные условия с использованием выплаты, снимаются с учета.
Заместитель прокурора М.Н. Русин